Главная / Без рубрики / Дальневосточная проза на страницах журнала «Дальний Восток» обзор четвертого номера журнала за 2022 год

Дальневосточная проза на страницах журнала «Дальний Восток» обзор четвертого номера журнала за 2022 год

Уважаемые читатели! Мы продолжаем знакомить вас с новыми произведениями, опубликованными в литературно-художественном журнале «ДАЛЬНИЙ ВОСТОК».

Вышел в свет четвертый номер журнала.

Открывают его рассказы Элеоноры Бондаревой.

Бондарева, Э. Т. Два рассказа / Э.Т. Бондарева // Дальний Восток.– 2022.– №4.– С.3–8.

Опубликованы два рассказа: «Старый дом» и «Подсолнух».

Элеонора Тихоновна Бондарева –журналист,   закончила ДВГУ, работала в газетах, редактор газеты «Дальневосточный учёный» (Владивосток). С семидесятых публиковала прозу, автор рассказов, включенных в сборник фантастики «Лабиринты» (1991), ей же составленный.

Рассказы Бондаревой можно прочитать:

Бондарева, Э. Т. Рассказы / Э. Т. Бондарева // Дальний Восток. – 2012. –№ 6. – С. 217-227.

Сафонова, А. Хорошая девочка:  повесть / А. Сафонова // Дальний Восток.– 2022.– №4.– С.44-106.

Эта повесть о том, как родное становится чужим. О холодных днях и теплых встречах, о взрослении города, острова, страны, человека в 1980-1990-х годах. Приключения Серафимы Ивановой рассказаны и записаны в новом веке, когда мир стал другим. Но по-прежнему в нем растут люди, которым очень холодно. Автор надеется, что их сердечный огонь не погаснет, и в вечной мерзлоте чужого они смогут обрести свой мир.

Основные направления творчества Анны Сафоновой – философская, любовная, пейзажная лирика. Коллеги отмечают душевную тонкость ее стихотворений.

Анна Алексеевна Сафонова

Справочно:

Анна Алексеевна Сафонова – поэт, прозаик, критик, член Союза писателей России, лауреат Сахалинского фонда культуры и премии губернатора Сахалинской области в номинации «Литература и искусство», участница II, III, IV Форумов молодых писателей России (г. Москва). Автор книг поэзии и прозы. Ее произведения публиковались в «Литературной газете», журналах «Знамя», «Юность», «День и ночь», «Дальний Восток», «Азия» (Южная Корея), в коллективных сборниках «Остров», «Сахалин», «Писатели Сахалина», «Брусника с кока-колой», «Современная проза Сахалина», в других изданиях. Анна Сафонова – литературный редактор нескольких десятков книг сахалинских авторов. За большой творческий вклад в развитие культуры Сахалинской области награждена Почётной грамотой администрации Сахалинской области. За большой вклад в литературу и сохранение русского языка в 2016 году награждена золотой медалью «Василий Шукшин».

Из интервью:

«Себя я ощущаю двумя животными, это панда и коала. Сегодня я проснулась пандой, завтра – коалой, то есть по степени подвижности вы понимаете, какой образ жизни я предпочитаю, — шутит Анна. — А растение, соответственно, бамбук. Мне кажется, это наиболее стойкое растение, точно так же, как наш одуванчик. Бамбук, между прочим, всесезонен, живет даже зимой, поэтому я все-таки бамбук».

«Кстати, я не люблю романы, потому что их достаточно легко писать. Я не могу быть долго с одними и теми же героями, они меня утомляют. Люблю рассказы и повести, потому что при минимуме средств происходит полный инсайд в голове, в душе, в чувствах, и тебе не хочется с этим расставаться. Это как конфетка, хорошую конфетку хочется пробовать еще и еще».

«Я люблю читать современных авторов, сейчас многие авторы переведены, причем в полном объеме. Для меня посещение книжных магазинов — пиршество, очень много всего. Последнее открытие для меня, наверное, это все-таки Анатолий Ким и его перевод корейского народного эпоса, прямо песня на песне. Это такая поэзия в прозе, мне кажется, Анатолий Андреевич превзошел самого себя в этой книге».

Максим Томасович Орлов

Орлов, М. Пессимистическая трагедия: рассказ / М.Орлов // Дальний Восток.– 2022.– №4.– С.16-36.

Максим Орлов через своих героев повествуют о том, как в их судьбах отразились черты нашего времени.

Ты знаешь, Вадим, иногда поэты могут выразить мысль четче и кратче. У Николая Зиновьева есть такой стих: «Я бьюсь над смыслом бытия, но войдешь с улыбкой влажной, возьмешь халат свой за края–и ничего уже не важно!».

Через минуту добавила:

–Да вы сами мужики, творители хаоса! УКогда Михаила Светлова спросили,  каких женщин он предпочитает, поэт ответил: «Близлежащих». Тут все понятно!

А вот что пишет тот же Николай Зиновьев:

«Одна молчалива, как птица. Другая пылает, как зорька. А есть та, которая снится. Которая снится. И только» (Пессимистическая трагедия).

Справочно:

Максим Томасович Орлов родился в Улан-Баторе, где его отец работал на строительстве железной дороги от Улан-Батора через Чойр до Сайн-Шанды. (Кстати, Максим Орлов проходил срочную службу в 5 км от станции Чойр, которую строил его отец). Родители Максима Орлова – уроженцы Кемеровской области, и когда пришло время возвращаться на родину, семья Орловых осталась жить в Сибири, в Томске. В 1958 г. они приехали на строительство Братской ГЭС и жили в ныне затопленном Заярске. В 1961 г. переехали в село Падун. В 1963 г. Максим пошел в школу, о которой у него остались самые замечательные воспоминания. Любимыми предметами были математика и, конечно, русский язык и литература. Любовь к книгам и чтению по большей части была привита в семье. Мама по образованию библиотекарь, и чтение книг было общим увлечением и родителей, и детей. Максим поступил в Братский филиал Иркутского политехнического института на факультет промышленного и гражданского строительства, по окончании которого был призван в ряды Советской армии. Основная часть армейской жизни проходила в Монголии. Позже в журнале «Сибирь» (2014 г., № 2) был напечатан рассказ Максима Орлова «Сейф», в котором он вспоминает свои армейские будни. После службы в армии Максим вернулся в Братск.

Свое первое стихотворение написал в 2002 г. То, что начал писать так поздно, объясняет тем, что «появился жизненный опыт, захотелось переосмыслить «ухабы бренного пути». Печатался в газетах Братска и Иркутска, журналах: «Сибирь», «Сибирские огни», «Юность» и других.

Издал поэтические сборники: «Связующая нить» (2003), «Стихи.ru» (2003), «Паче чаяния» (2004), «Ямбы» (2006), «Верхний бьеф» (2013), «От первого лица (2018) а также книги прозы: «Леонид Мартынов» (2006) и «Прозой о поэзии» (2017), «Дембельский альбом» (2021).

По словам братского литературного критика Сергея Анисимова, «стихи М. Орлова отличает неожиданная рифма, свежая мысль, творческая смелость».

Лауреат премий ряда журналов. Членом Союза писателей России с 2009 года. Член творческого совета журнала «Сибирь» с 2022 года.

Ганский, В.  Династия Бошняков / В. Ганский // Дальний Восток.– 2022.– №4.– С.199-209.

Николай Константинович Бошняк

Интересен материал о Николае Константиновиче Бошняке, сподвижнике адмирала Г. И. Невельского.

Николая Бошняка почитают как в Хабаровском крае, так и Сахалинской области за исследования и открытия на этих территориях. Причастен он и к отмечаемой в уходящем году дате — 160-летию поднятия российского флага на Нижнем Амуре экспедицией Геннадия Невельского и основания поста, из которого вырос Николаевск-на-Амуре.

В 1853 году лейтенант с тремя спутниками обнаружил впечатляющий залив, названный им Гаванью Императора Николая I. С выставленного здесь поста ведет летоисчисление город Советская Гавань, в котором в 1973 году установили памятник Николаю Бошняку.

С двенадцати лет Николай учился в Морском кадетском корпусе Санкт-Петербурга, где получил звание мичмана. Как отличника учебы его направили в Офицерский класс (ныне Военно-морская академия). В марте 1851 года Николай Бошняк был произведен в лейтенанты и получил назначение в Амурскую экспедицию, возглавляемую Геннадием Невельским.

Ганский Валерий Михайлович

Справочно:

Ганский Валерий Михайлович родился в 1940 году в г. Саратове. Окончил Саратовский политехнический институт, профессия – инженер-строитель. Работал в различных областях строительства, продолжает работать и сейчас. Играл в народном театре, затем руководил театром литературно-эстрадных миниатюр «Диалог». Параллельно с основной профессией сотрудничал с областными газетами и литературными журналами.

В шестидесятые годы входил в литобъединение «Молодые голоса». Публиковался в местных газетах, литературных журналах Саратова и Пензы: «Волга», «Волга XXI век», «Сура», зарубежных литературных журналах: «Вышгород» (Эстония), «Новый ренессанс» (Германия), альманахах. Автор книг поэзии и прозы, среди них «…И мой Пушкин…», «Пушкинский возраст», «Озон», «Шагрень», серии книг «Дорогие мои саратовцы», «Витте против Столыпина».

Имеет грамоту Княжеского совета «За историческую достоверность» конкурса «Золотое перо Руси — 2006», звание Магистра литературного конкурса Литсовета «Победу приближали все народы». Лауреат в 2009-м, победитель в 2010-м, финалист в 2011-м году литературного конкурса-фестиваля культуры и искусств «Русский Stil». Лауреат журналистской премии Артёма Боровика, литературных конкурсов «Моя малая родина» и «Легенды Фонтанного дома» в номинации «Вклад в изучение истории Шереметевых» (Санкт-Петербург, 2018).

Член Союза журналистов России. Член жюри международного конкурса имени Ольги Бешенковской. Живёт в Саратове.

Муравлёв, А. С. Родные дальневосточного Колумба / А. С. Муравлёв //  Дальний Восток.– 2022.– №4.– С.210-220.

Серьёзное исследование Анатолия Степановича Муравлева «Родные дальневосточного Колумба». Оно о незавидной судьбе первой семьи В. К. Арсеньева, высланной из Приморья на Алтай в годы сталинских репрессий.

Рисунок В. К. Арсеньева из путевого дневника 1908 г

«Максим Горький, прочитав в 1921 году повесть «Дерсу Узала», написал Арсеньеву:  «Вам удалось объединить в себе Альфреда Брема и Фенимора Купера, – это, поверьте, неплохая похвала».

Михаил Пришвин после прочтения повести дальневосточного писателя «В дебрях Уссурийского края» записал в дневнике, что мечтал бы «создать книгу, подобную арсеньевской, где поэт до последней творческой капли растворяется в изображаемом мире».

Восхищение прочитанным выражал и норвежский путешественник Фритьоф Нансен. Они были знакомы: в 1913 году совершили несколько поездок по Амуру и Уссурийскому краю. А в 1924 году Нансен написал предисловие к немецкому изданию книги «В горах Сихотэ-Алиня».

Из-под пера Арсеньева вышло шестьдесят две работы. А общий список его напечатанных произведений насчитывает более ста двадцати названий…
…Но мировую славу Владимиру Клавдиевичу Арсеньеву принесли научно-художественные произведения. Его перу принадлежат: «По Уссурийскому краю», «В горах Сихотэ-Алиня», «Сквозь тайгу», «Китайцы в Уссурийском крае», «В кратере вулкана», «Дорогой хищник», «Искатели жень-шеня», «Быт и характер народностей Уссурийского края» и другие. Но, пожалуй, самой популярной книгой стала повесть «Дерсу Узала»…

…кем он только ни был: этнографом, писателем, педагогом, почвоведом, краеведом, зоологом, ботаником, орнитологом, военным разведчиком, ихтиологом, гидрологом, языковедом, геодезистом, геологом, борцом с хунхузами, стратегом переселенческой политики, охотоведом, переводчиком. Говорят, что современные удэге в его словарях с удивлением встречают давно забытую лексику прадедов, – Арсеньев использовал свою систему транскрипций для пяти языков аборигенов Приморья…»

В рубрике «По живому следу» опубликованы материалы, посвященные  Эдуарду Моисеевичу Корчмарёву,  недавно ушедшему из жизни. Много людей поделились воспоминаниями о встречах с этой незаурядной и знаковой личностью.

Эдуард Моисеевич Корчмарёв

Справочно:

Эдуард Моисеевич был (без преувеличения) легендой Хабаровска. Доцент института культуры, заслуженный работник культуры РФ, почетный кинематографист России, именно он основал когда-то клуб «Киноглаз».

В какой-то степени сама судьба с первых лет жизни свела Эдика Корчмарева и кино. Его родители приехали в Хабаровск из Одессы. Мама Мария Львовна была знаменитой модисткой и быстро стала главной закройщицей в ателье Хабаровского крайисполкома. Все первые леди города и края одевались именно у нее.

А папа был прирожденным торговцем и долгие годы возглавлял буфет кинотеатра «Гигант». Нужно ли удивляться, что маленький Эдик, родившийся в Хабаровске в далеком 1935 году, всё свободное время пропадал именно в кинотеатре, где пересматривал по многу раз одни и те же картины.

Другую часть своего свободного времени он проводил в библиотеке Дворца пионеров: там Корчмарев прочитал практически все книги.

Киноклуб произвел эффект разорвавшейся бомбы! Он сразу стал площадкой для дискуссий передовой молодежи Хабаровска, а в центре всех споров и диспутов был именно Эдуард Корчмарев. В течение долгих лет всё некоммерческое кино проходило через «Киноглаз». Быть членом клуба считалось модным и почетным.

А самым настоящим подарком судьбы Корчмарев считал знакомство с легендарным японским кинорежиссером Акирой Куросавой.

Эдуард Корчмарев 30 лет преподавал историю и теорию кино в Хабаровском институте искусств и культуры.Ирина Оркина написала об известной художнице Виктории Романовой, работы которой украшают 2 и 3 страницы обложки журнала.

Вот такой интересный разносторонний четвертый номер журнала.

Знакомьтесь с хорошей современной прозой, которая не только развлечет вас, но и даст заряд бодрости и оптимизма, вы получите настоящее удовольствие.

Все лучшее краеведческое в библиотеке-музее на Сенявина, 14.

Телефон: 62-56-65.

 

Валентина ЛАПТЕВА, Городская библиотека-музей

Библиотеки Находки© 2024 | ЦБС НГО| Все права защищены
Перейти к верхней панели