Главная / Новости / Степан Гейц - первый директор Приморского судоремонтного завода

Степан Гейц — первый директор Приморского судоремонтного завода

8 сентября 2022 года исполнилось 110 лет со дня рождения  ГЕЙЦА СТЕПАНА НИКОЛАЕВИЧА, первого директора Приморского судоремонтного завода (8 сентября 1912 –8 мая 1977).

Его именем предлагали назвать улицу в Южном микрорайоне, который он начинал создавать. И нынешнее озеро Рица могло называться именем первого директора ПСРЗ.

Сбылась долгожданная мечта ветеранов труда Приморского СРЗ: 23 апреля 2018 года постановлением администрации НГО скверу в районе улицы Спортивной, 25-27 присвоено наименование – «Сквер имени Степана Гейца».

Благодаря Гейцу предприятие за 15 лет его руководства выросло и стало градообразующим, обеспечивая треть промышленного производства Находки. И продолжало развиваться в соответствии с разработанной им стратегией, оставаясь с середины 60-х и до конца 80-х одним из лучших в Министерстве рыбного хозяйства СССР.

Тот период расцвета завода, когда на нем работало больше двух тысяч человек и ремонтировалось от 100 до 200 судов в год, можно назвать временем Гейца, а его детище – заводом имени Гейца.

Заслуга Гейца С.Н. велика, под его руководством создана основа Приморского СРЗ, который с 1 октября 1957 года вступил в строй. После нескольких модернизаций он стал главным судоремонтным заводом для ремонта рыбодобывающего и промыслового флота Дальнего Востока.

Справочно:

Степан Николаевич ГЕЙЦ родился в городе Свободный Амурской области в крестьянской семье. «Папа с начальным образованием (окончил церковно-приходскую школу) работал в кузне на судоремонтном заводе. Но вот характер – решил поступить на вечерние подготовительные курсы Владивостокского судостроительного техникума. Преподаватели посмотрели на него и сказали, мол, образования не хватает. Но он не отступил, ходил на каждое занятие этих курсов. Садился в уголок и записывал все уроки в тетрадку. Постепенно кто-то отсеялся, а потом папу заметили и разрешили сдать экзамены. Он их сдал и уехал учиться в техникум», – рассказала Лариса Степановна Гейц, старшая дочь Степана Николаевича.

После окончания школы поступил в судостроительный техникум на специальность «техник-судостроитель» (г. Владивосток). По окончании техникума 13 августа 1936 года направлен на Дальзавод (завод №202 имени К. Ворошилова), на котором проработал более 20 лет.

Как умелый организатор производства он был направлен в Находку для руководства и создания нового предприятия. Специалистов по ремонту рыбодобывающего флота в Находке не было. Была рабочая сила, которую надо было обучить, дать первые навыки ремонта судов.

Министр рыбной промышленности СССР А.А. Ишков посетил завод в 1968г.

Приказом министра рыбного хозяйства СССР А. А. Ишкова от 15 августа 1957 года директором Приморского судоремонтного завода был назначен Степан Николаевич Гейц.
По воспоминаниям дочерей, в Находку Гейц переезжать не хотел. Однако пришлось: до этого отказался возглавить завод «Звезда» в Большом Камне, а дважды отвергать предложение партии было не принято. Иначе едва ли не партбилет на стол или карьеры лишишься. Находку в сравнении с цивилизованным Владивостоком в 1957-м городом можно было назвать лишь условно: несколько разбросанных деревень-поселков соединялись между собой разбитыми дорогами. Семья жила в квартире на 3-м участке, потом переехала в большой «сталинский» дом напротив завода. Алла (младшая дочь) училась в 7-м классе школы №3, а Лариса к тому времени поступила в ДВПИ.

Отсыпка причальной стенки будущего завода, 50-е годы.

Начало производственной деятельности завода можно считать с января 1958 года.
1 января, в первый день 1958 года, Степан Николаевич Гейц приступил к работе в качестве первого директора Приморского судоремонтного завода. В биографии Гейца часто используется слово «первый». Он на самом деле был первым, прирожденным лидером, не боялся брать ответственность на себя.
В те дни на территории завода была стройка, из производственных зданий – только цех №1. Все остальные цеха были построены позже.

Земляные работы на месте будущего слипа, 50-е годы.

Под заводоуправление в помещении Рыбснаба была отведена маленькая комнатка, где и обосновал свою «резиденцию» первый директор.
В январе 1958 года на «Приморский завод» пришли первые специалисты – 10 выпускников Дальневосточного мореходного училища. Из новичков были сформированы две бригады. Через некоторое время прибыла «группа поддержки» из Владивостока – рабочие и инженеры Дальзавода. Затем ряды первостроителей стали пополняться новыми квалифицированными кадрами. Интересная работа, профессиональный рост, возможность получить квартиру – все эти аргументы работали за переезд. Многие специалисты с удовольствием принимали приглашение на работу. Так формировался инженерно-технический костяк предприятия. Вскоре завод получил от Ленинградского исследовательского института первый заказ, выпущена первая продукция – морские вехи и гидрологические буи.

Екатерина КАЁЛА.

Весной 1958 года к причалам завода подошло первое большое судно – теплоход «Сталинград». Инженеры и рабочие завода смогли впервые на практике отработать весь процесс комплексного судоремонта. 6 сентября 1958 года состоялся первый пробный подъем на слип судна «Колыма». Интересно, что первым инженером, принявшим участие в освоении схемы управления слипом, была женщина, молодой, грамотный специалист Екатерина КАЁЛА.

Это было такое знаменательное событие, что весь город приезжал смотреть на стоящее на стапелях большое морское судно. Это был первый судоподъемный объект, вступивший в строй на заводе. С этого времени начал производиться комплексный ремонт рыбопромыслового флота.

Хромовских Н. Размышления о прожитом.

В  книге «Размышления о прожитом» Николай Хромовских, который в 60-е гг. был первым секретарем Находкинского ГК КПСС, вспоминает: «Он поражал нас своей расторопностью, энергичностью, смелостью решений, на первый взгляд, нетрадиционных. О Степане Николаевиче можно слагать поэмы. Это был незаурядный человек не только для Находки, но и для всего Приморского края, и для Министерства рыбного хозяйства. И это при его образовании! Он ведь имел за своими плечами только политехнический техникум».
Степан Николаевич Гейц сумел создать большой работоспособный коллектив рабочих, инженеров, служащих. Он приходил на завод в 7 часов утра, обходил все производственные цеха, разговаривал с мастерами, рабочими и имел свежую информацию о ходе ремонта каждого судна. На производственном совещании никто не мог дать неверную информацию о ходе ремонта.
Степан Николаевич был дальновидным руководителем и работал на перспективу завода. ПСРЗ по проекту должен был ремонтировать малый флот, а большой судоремзавод планировали строить в бухте Патрокл.
В 1959 году начата реконструкция производственных мощностей предприятия, что позволило принимать в ремонт не только мелкие и средние суда, но и крупнотоннажные, такие как БМРТ (большие морозильные траулеры), РТМ (рыболовные траулеры-морозильщики), плавбазы. А завод в Патрокле так и не был построен, сейчас на том месте возведены мосты на о. Русский.
Первым БМРТ, вставшим на ремонт, был «Ульяновск», который возглавил будущий Герой Социалистического Труда Октябрь Михайлович Ломаев.
В 60-е годы новый судоремонтный завод в Находке посещали многочисленные правительственные делегации: министр рыбной промышленности А.А.Ишков, председатель правительства СССР А.Н. Косыгин (1967).

Строительство ГПТУ № 31.

В связи с ростом производственной программы остро встала проблема нехватки квалифицированных кадров. С.Н. Гейц начинает программу подготовки молодых специалистов, в ходе которой было организовано ремесленное училище, открыт вечерний техникум для подготовки техников-судоремонтников, а в 1970 году построен комплекс профтехучилища (ГПТУ № 31) на 800 мест. На предприятии стали появляться молодые рабочие и инженеры.
Оказывается, на месте ПСРЗ должен был быть обычный судоремонтный и судостроительный завод для малых сейнеров и барж. Но Гейц заглядывал далеко вперед, думал, кто же будет ремонтировать более крупные суда-холодильники и плавбазы. Дальзавод был перегружен, поэтому в министерстве зрел проект строительства судоремонтного завода в бухте Патрокл. Человек с государственным мышлением убедил московских руководителей, что не нужно гнаться за двумя зайцами, лучше бросить все силы в строительство одного завода – в Находке. Эта концепция подходила под будущий ремонт РТМ, закупка которых планировалась из ГДР. Министерство одобрило эту идею и поручило ее осуществление проектному институту, и до конца 70-х гг. реконструкцию осуществили, построили блок цехов площадью 7000 кв. м напротив Арсеньева и еще один цех площадью 4000 кв. м ближе к БАМР. Пришли новые доки – мощный, грузоподъемностью 27 тыс. тонн из Швеции и два поменьше из Черноморска. Затем с пуском подстанции «Парус» в два раза увеличились энергомощности завода. И все ради того, чтобы быстрее отремонтировать суда. Надо ли говорить о том, насколько это было важно, если новенький БМРТ окупался всего за год! Рыбаки с помощью судоремонтников ковали тогда стране ее золотой валютный запас.
–Его нельзя было обмануть, он досконально знал производство, – отмечал Степан Пинчук. –Весь секрет заключался в том, что по дальзаводской привычке на ПСРЗ он появлялся в 5-6 утра, обходил цеха, беседовал с рабочими, и когда в 7.30 начиналась планерка, он уже знал, что сделано и «узкие» места производства, давал задания на текущий день и перспективу.
Не менее, а может, и более важная заслуга Гейца – в заботе о людях, создании Южного микрорайона, озера Рица и зоны отдыха рядом с ним.

Строительство жилого микрорайона 70-е годы.

В конце 60-х годов руководство предприятия было вынуждено решать актуальную проблему обустройства семей своих работников. Гейц считал, что завод сам должен строить жилье для своих работников.

С этой целью было принято решение организовать собственное строительно-монтажное управление (СМУ). Силами СМУ и ЗКПД за 70-80-е годы построены десятки жилых домов и социальных объектов Южного района города, в том числе школы № 22 и 25, детские комбинаты № 31, 33, 37, 39, 45, четыре общежития, оздоровительный лагерь, профилакторий, база отдыха на озере Рица, Дворец спорта.

Приморскому судоремонтному заводу-10-лет.

Степан Николаевич был большим любителем природы, любил рыбную ловлю.
«В один из погожих дней, выехал на прогулку в район пади Уйэгова, Степан Николаевич обратил внимание на валяющиеся в земле жернова, какими корейские крестьяне перерабатывают рис-сырец и рисовую крупу. Его взгляд упал на небольшую дамбу от сопки к сопке перегораживающую падь. Здесь и зародилась мысль о создании зоны отдыха» (Приморскому судоремонтному заводу 10 лет. – Находка, 1967).

Справочно:
В топонимических словарях имеются разночтения: в одном указывается, что в 1972 году бухта «Уйэгова» переименована в бухту Прозрачная, в другом до 1972 года – Большой Юзгол (Крабовая падь).

Вот что писал «Находкинский рабочий» от 8 июня 1967 г.:
«Хотя прошло около года, этот разговор слово в слово запечатлелся в памяти.
-Здесь будет большое и красивое озеро,–рассказывал тогда директор Приморского судоремонтного завода Степан Николаевич Гейц.–А на южном берегу–пионерские лагеря, дом отдыха, спортивные площадки, лодочная станция, пляж…
На северном, но уже потом–всесоюзная туристская база.Дорогие гости со всего Дальнего Востока и Сибири, пожалуйста, приезжайте к нам!»

С. ГЕЙЦ вручает Нептуну символический ключ от озера Рица.

Создание искусственного озера в районе пади Юзгол было поддержано. Будущему озеру дали название «Находкинская Рица». Впоследствии это название закрепилось.

Николай Трофимович Хромовских (секретарь Находкинского горкома КПСС), выпустил в озеро первых жильцов озера – молодь рыбных мальков, произнеся напутствие: «Сим повелеваю вам, карасикам, поселиться здесь навечно». Ученицы школы №3 Галя Абрамович и Зоя Корабчук выпустили 37 рыбок, которые получили «постоянную прописку» в новом озере. Весёлое оживление вызвал шутливый указ морского царя Нептуна: «Во всём слушаться заводчан. За ослушание – быть на сковороде!».

За свой труд Степан Николаевич Гейц награжден орденом Ленина, орденом «Знак почета», медалями «За трудовое отличие», «За трудовую доблесть», ему присвоено звание «Почетный житель города Находки».

Спуск судна с именем первого директора завода, найденное на сайте завода. Фото 1970-х гг.

27 апреля 1972 года Степан Николаевич закончил свою деятельность в качестве директора ПСРЗ в связи с болезнью и уходом на пенсию.

8 мая 1977 года не стало Степана Николаевича Гейца. В день похорон завод приостановил свою работу. Тысячи заводчан, жителей города пришли проводить в последний путь своего первого директора, с которым вместе с нуля строили завод.
Колонна провожающих растянулась от заводского Дворца спорта до виадука. Десятки судов, стоящих в ремонте, дали прощальный гудок, отдавая дань памяти первому руководителю судоремонтного завода.
Руководитель с государственным мышлением, весь жар своего сердца, энергию, знания он отдал делу созидания, ремонту морского флота.

Ветераны завода у памятника С.Н. Гейцу

Имя Степана Николаевича Гейца помнят ветераны ПСРЗ.

БИБЛИОГРАФИЯ:
Бельцов, В. Степан Гейц: человек, завод и пароход / В. Бельцов // РИО Панорама.–2012.–5 сентября.– N36. – С.5.
Вахитов, Ш. Ж. Это наша с тобой биография. 60лет Приморскому судоремонтному заводу / Ш.Ж.Вахитов // Находкинский рабочий. – 2017. – 29 сентября. – № 22. – С. 4-5.
Вахитов, Ш.Ж.Сквер имени Гейца // Находкинский рабочий.–2018.–7 сент.
Воспоминания о Степане Николаевиче Гейце – директоре ПСРЗ // Хромовских, Н.Т. Размышления о прожитом / Хромовских, Н.Т. – 2-е изд.,испр. и доп. – Владивосток: Знание, 1999. – С.98-100.
Гейц Степан Николаевич. – Текст: электронный // Территория. НГО: [сайт].– URL:http://territoriya.nakhodka-lib.ru/geografy/Geiche%20S.htm (дата обращения: 14.09.22).
Почётный гражданин Находки Гейц Степан Николаевич // Почётный гражданин города Находки: каталог. – Находка: Администрация Находки, 2004. — С. 21-23.
Приморскому судоремонтному заводу 10 лет. – Находка: б/и, 1967. – 120 с.
Шадрина, А. Знайте, каким он человеком был / А. Шадрина // Находкинский рабочий.–2012.–14 сент.

Валентина ЛАПТЕВА, Городская библиотека-музей

Библиотеки Находки© 2024 | ЦБС НГО| Все права защищены
Перейти к верхней панели