Главная / Мир книг / Вокруг литературы / Край Арсеньева глазами художников

Край Арсеньева глазами художников

К 150-летию со дня рождения В.К. Арсеньева

Владимир Клавдиевич АРСЕНЬЕВ (1872–1930) –  известный путешественник, исследователь Дальнего Востока, краевед, собиратель этнографических коллекций, писатель, 150-летие которого мы отметим 10 сентября 2022 года.

Для Дальнего Востока Арсеньев – «наше всё».

До Арсеньева Дальний Восток действительно во многом был «неизвестной землей» (terra incognita).

Результаты экспедиций в этот отдаленный край в XIX веке немногими учеными-путешественниками (в том числе, Р.К. Мааком, К.И. Максимовичем, А.Ф. Будищевым, Н.М. Пржевальским), были известны лишь узким специалистам в сфере зоологии, биологии и географии. Не было книг, из которых читатели могли бы получить общие, популярно изложенные знания о регионе. Да и работы Арсеньева до 1920 года также были исключительно научными, предназначенными для узкого круга специалистов. И только в 1920 году Приморским филиалом географического общества была опубликована небольшая книжка Арсеньева «Абма. Ли Цун-бин» (по материалам, собранным во время путешествий по Уссурийскому краю), а в 1921 году во Владивостоке вышла его известная работа «По Уссурийскому краю (Дерсу Узала)» – художественное описание путешествия в горную область Сихотэ-Алинь. С этого момента, как утверждают биографы Арсеньева, жители Дальнего Востока, а затем и вся страна узнали об Арсеньеве-путешественнике и Арсеньеве-писателе.

Арсеньев – фигура знаковая для Приморья. Здесь город, аэропорт, улицы, реки, растения, сопки (скала) и главный краеведческий музей названы его именем. Во Владивостоке сохранился дом, где Арсеньев вместе с семьёй жил свои последние годы. В Находке с его именем связана улица, сохранился дом на Лесной, где жила семья, здесь живут внуки и правнуки, краеведы и родоведы города продолжают изучать «арсеньевское наследие».

Арсеньев провел вторую половину своей жизни во Владивостоке (1900-1905,1918-1924 и 1926-1930) и Хабаровске. И он – один из создателей нового, краеведческого направления в отечественной научно-художественной литературе. Арсеньев – основатель регионального направления.

Следует отметить, что книги В. К. Арсеньева были проиллюстрированы многими российскими, приморскими и даже зарубежными художниками т.к. книги переиздаются очень часто и переводятся на разные языки (французский, испанский, английский, японский).

В.К. Арсеньев: « Дальний Восток по территории больше Европы, а много ли знают у нас о нем? «Возьмите карту, закройте глаза, ткните пальцем: куда ни попадете – всюду интересно. Амур, Уссури, Сахалин, Советская гавань, Камчатка, Приморье – всюду залежи материала…». И действительно, во времена географических открытий многое нужно было запечатлеть. Как?

Арсеньев не редко сам иллюстрировал свои дневники, делая зарисовки местности, гор, элементов одежды удэгейцев и т.д.


В.К.Арсенье, С.И.Яковлев,Т.М.Борисов (Владивосток 1928 год)

Яковлев Сергей Иванович

 

Говоря об иллюстраторах книг В.К. Арсеньева нельзя не упомянуть о таком художнике, как ЯКОВЛЕВ Сергей Иванович (1862 – 1930).

Яковлев С.И. был, как и Арсеньев этнографом, природоведом, краеведом, литератором, путешественником и просто его большим другом.

В рисунках и живописных полотнах запечатлел природу и быт горнозаводского Урала.

 В 1920 году в возрасте 58 лет он добровольцем вступил в Красную Армию и оказался на Дальнем Востоке, где встретился с известным исследователем-путешественником и писателем В.К. Арсеньевым и стал иллюстратором его книги «В дебрях Уссурийского края».

В первых книгах Арсеньева «Амба» и «Ли-Цун-Бин», «По Уссурийскому краю» (Дерсу Узала), Путешествие в горную область «Сихотэ-Алинь», «Дерсу Узала. Из воспоминаний о путешествии по Уссурийскому краю в 1907 г.» в 1926 году кто-то, так и оставшийся инкогнито, значительно сократил текст и соединил под одной обложкой с названием «В дебрях Уссурийского края». Эта книга состояла из двух частей, примерно соответствующих по содержанию двум первым арсеньевским книгам. Иллюстрированная художником С.И. Яковлевым, книга вышла во Владивостоке, потом в Хабаровске, затем много раз переиздавалась, в том числе и в Москве. Именно её похвалил Максим Горький, написав хрестоматийные строки: «Книгу Вашу читал с великим наслаждением. Не говоря о ее научной ценности, конечно несомненной и крупной, я увлечен и очарован ее изобразительной силой. Вам удалось объединить в себе Брема и Фенимора Купера…». Собственно, с этого издания и началась слава В.К. Арсеньева как писателя. Сам В.К. Арсеньев не раз высказывал неприятие того редакторского вмешательства, с которым была издана книга «В дебрях Уссурийского края». Но это тема другого разговора.


Арсеньев В.К.В дебрях Уссурийского края, 1926

Арсеньев В дебрях Уссурийского края, худ. С.Яковлев

Арсеньев, В. К. В дебрях Уссурийского края / В. К. Арсеньев; с рис. С. И. Яковлева, обл. Г. Я. Комарова. – Владивосток: Кн. дело, 1926. – 464 с.

Под таким названием книга вышла при жизни автора и составлена им из его книг «По Уссурийскому краю» и «Дерсу Узала». При составлении этой книги Арсеньев значительно сократил обе указанные, опустив детали, латинские названия животных и растений. Автор предисловия к этой книге – всемирно известный путешественник Фритьоф Нансен.

Книга с автографом писателя. Хранится в Дальневосточной государственной научной библиотеке  (ДВГНБ) г. Хабаровска.


Арсеньев, В. К. В дебрях Уссурийского края 1928

Арсеньев, В. К. В дебрях Уссурийского края / В. К. Арсеньев; с рис. С. И. Яковлева. – изд. 2-е. – Хабаровск – Владивосток: Кн. дело, 1928. – 456 с.

Все первые публикации В.К. Арсеньева имеют многочисленные пометы, некоторые из них весьма важны, так как они не были внесены в последующие издания его произведений. В частности, издание 1928 года.

К сожалению, почти все книги В.К. Арсеньева, вышедшие после его смерти, носят правки редакторов и даже цензурные исправления.

Издание также иллюстрировано художником С.И. Яковлевым.

Наш современник – художник Сергей ЧЕРКАСОВ любит и чувствует приморскую природу так же, как и Владимир Арсеньев. Иллюстрации к книгам «По Уссурийскому краю» и «Дерсу Узала» отличает неповторимая манера художника, передающая внутренний, настрой текста писателя. В 1986 году художник получил диплом II степени Всероссийского конкурса книги за иллюстрации к сочинению «По Уссурийскому краю».


По уссурийскому краю с рисунками Черкасова

Вход в пещеру Макрушинскую. С.М.Черкасов

 

Арсеньев, В.К. По Уссурийскому краю/ В.К. Арсеньев; Худ. С. Черкасов.– Владивосток: Дальневост. кн. изд-во, 1986.– 240 с.

С.И. Черкасов. Залив Ольги

Художник Черкасов С.


С.М. Черкасов

Сергей Михайлович Черкасов – заслуженный художник России, родом  из Артёма. Приморский живописец, иллюстратор. Окончил живописное отделение Владивостокского художественного училища, учился у  Ф.Н. Бабанина и В.С. Чеботарёва и факультет живописи Дальневосточного педагогического института искусств, класс профессора В. Н. Доронина. Занимал должность художественного редактора Дальневосточного книжного издательства.

С 1983 года – член Приморской организации Союза художников РСФСР. Работает в технике графики, акварели, живописи.

Таежные сказки с рисунками Павлишина

Г.Д. Павлишин

Один из самых титулованных дальневосточных художников-иллюстраторов – Геннадий Дмитриевич ПАВЛИШИН


Создавал иллюстрации к книге «Дерсу Узала». Народный художник РСФСР, лауреат многих международных и российских конкурсов, Государственной премии им. Н. К. Крупской (1979), международного приза «Золотое яблоко» на международном конкурсе детской книги в Братиславе (1975), Золотой медали международной выставки книги в Лейпциге (1977), Серебряной медали в Японии, почетный гражданин г. Хабаровска (1993).

Книги, проиллюстрированные Павлишиным, выходили в США, Франции, Японии, Греции и других странах.

Японцы издали «Дерсу Узала» в иллюстрациях Павлишина. Японские искусствоведы высоко оценили мастерство хабаровского художника, изображающего дальневосточную природу настолько живо, что по его рисункам можно получить полное представление о растительном и животном мире Дальнего Востока.

В библиотеке можно почитать книгу с рисунками Г.Д.Павлишина:

Таежные сказки / худ. Г. Д. Павлишин.– СПб.; М.: Речь, 2015.– 144с.: ил.

Арсеньев, В.К. Дерсу Узала: По Уссурийскому краю. Дерсу Узала / В.К. Арсеньев; худ. Г.А. Палкин. – Хабаровск: Приамурские ведомости, 2011. – 576 с.: ил.–    (Литературное наследие Приамурья).

Герман Алексеевич ПАЛКИН – хабаровский художник, которого можно назвать классиком дальневосточного искусства.


Художник станковой и книжной графики, живописец. Известен как один из лучших художников-плакатистов и иллюстраторов известных произведений дальневосточных писателей.

Особая страница творчества Германа Палкина – книжная графика.

Любимыми, настольными книгами Г. А. Палкина с детства были книги В. К. Арсеньева – «По Уссурийскому краю», «Дерсу Узала». Мир этих книг был заманчивым, волнительным, и свою жизнь хотелось прожить так, как прожил её Арсеньев: среди природы, в маршруте, в походе. Для своих иллюстраций художник выбирает из авторского текста на первый взгляд не самые приметные сюжеты.

Дункай И.

Иван Иванович Дункай

Дункай И.: юбилейный каталог / вступ. ст. и библиограф. Л. Варламова.– б/м, 2012.– 56с.: ил.

Иван Иванович ДУНКАЙ (1952 –2017) – художник удэгейской национальности,  член Союза художников России, заслуженный художник России. В 2022 году Ивану Дункаю исполнилось бы 70 лет.  Первый художник в истории народы удэге. Наследие И.И. Дункая – сотни великолепных произведений, посвященных природе и животному миру Приморья, многочисленные иллюстрации к книгам о жизни удэгейцев и золотой империи чжурчжэней, потомками которых они являются. Подробно и ярко художник запечатлел народный быт, историю и традиции удэгейцев. Именно поэтому имя Ивана Дункая высоко признано во всем мире, а его наследие является уникальным достоянием Российской Федерации.

В 2002 году Дункай стал лауреатом премии имени В.К. Арсеньева за художественное воплощение образа В.К. Арсеньева, народа удэге и Уссурийской тайги. Как вспоминал художник, его талант разглядел дед, который и привез парня из таежной глубинки во Владивосток. Спустя годы большой интерес к творчеству вызвала тематика его картин и особая, отличная от всех техника. Особую любовь художник питал к творчеству Арсеньева. Почти сотня картин написана по мотивам произведений Арсеньева за всю свою жизнь.

Иван Дункай Дерсу Узала и тигр

Иллюстрация Ивана Дункай

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Творчество Ивана Дункая является уникальным примером соединения традиций академического художественного образования и удэгейской художественной культуры.

Арсеньев, В.К. Встречи в тайге: рассказы / В.К. Аресньев; худ. Л.Т. Кузнецов.– Хабаровск: кн. изд-во, 1981.– 126с.: ил. 

Арсеньев В.К.Встречи в тайге

Леонид Кузнецов, художник-иллюстратор

 

 

 

 

 

 

 

 

Леонид Трофимович КУЗНЕЦОВ (1928 – 2007), российский художник, автор диафильмов, книжный иллюстратор.

Книги с рисунками Леонида Трофимовича Кузнецова экспонировались на 4-х Международных книжных ярмарках. На Всероссийском конкурсе в 1981 году за рисунки к книге В. К. Арсеньева «Встречи в тайге», выпущенной Хабаровским книжным издательством, он был награждён «Серебряным дипломом».

Арсеньев, В.К.  Сочинения. Т. II / В.К. Арсеньев.– Владивосток: Примиздат, 1947. – 334 с.

Это первое издание сочинений исследователя Дальнего Востока В.К. Арсеньева в 6-ти томах.

Арсеньев В.К.Сочинения Т.2

Арсеньев В.К. Сочинения Т.2 рис. А.М.Борисова

В конце января 1946 года бюро Приморского крайкома ВКП(б), «учитывая большую научную ценность и познавательность произведений ученого–географа, исследователя природы Приморского края и писателя», постановило: «Обязать «Примиздат» в течение 1946 и 1947 г.г. издать полное собрание сочинений и деловой переписки В.К. Арсеньева». Для подготовки этого издания к печати была создана комиссия, возглавил которую учёный секретарь ПФГО Н.А. Навиндовский. В неё также вошли сотрудники музея З.И. Мясникова и А.И. Мерзляков (соратник В.К. Арсеньева по экспедициям), В.Т. Кучерявенко из газеты «Красное знамя» и В.П. Солнцева из крайрадиокомитета. Все шесть томов планировалось выпустить в 1947 году, но этого не удалось сделать в столь сжатые сроки.

В 1947 году вышли первые четыре тома, один был издан в 1948 году, всё издание было завершено в январе 1949 года выходом последнего, шестого тома. Это было первое собрание сочинений В.К. Арсеньева – разумеется, далеко не полное, как планировалось первоначально.

Рекомендуем к чтению:

Арсеньев, В.К. Путевой дневник №2 / В.К. Арсеньев // Рубеж. – 1995. – №2. – С. 313-330.

Вэстн, Я. С. Художники иллюстрировавшие произведения В.К. Арсеньева / Я.С. Вэстн // Студенческий вестник: научный журнал. – 2021. – №21. – С.6-7. – URL: https://www.internauka.org/archive2/vestnik/21%28119_1%29.pdf (дата обращения: 21.02.2022).

Дункай И. И. //  Приморская краевая публичная библиотека имени А.М. Горького. Страна Удэге: [сайт]. – URL: https://udege.pgpb.ru/udege/art/1/(дата обращения: 20.09.2021).

Зотова, О.И. Лесной человек (о творчестве заслуженного художника Российской Федерации И. И. Дункая) // КиберЛенинка: [сайт].–URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lesnoy-chelovek-o-tvorchestve-zasluzhennogo-hudozhnika-rossiyskoy-federatsii-i-i-dunkaya (дата обращения: 21.02.2022).

Константинова, М.  Очарованный странник  // Словесница искусств. – 2017. – №1. – С.44-47. 


 За книгами и краеведческой информацией  приглашаем в Городскую библиотеку-музей

на  Сенявина, 14. Телефон для справок: 62-56-65.

 

Валентина ЛАПТЕВА, Городская библиотека-музей

Библиотеки Находки© 2024 | ЦБС НГО| Все права защищены
Перейти к верхней панели