Приморское Морское Пароходство 55 лет на просторах океанов
В 1969 году по решению министерства морского флота в Находке было создано Приморское морское пароходство (ПМП). Находка не случайно была выбрана местом приписки танкерного флота. Первый аргумент – выгодное географическое положение, позволяющее обеспечить поставку грузов железнодорожным транспортом к морю, второй – незамерзающая акватория бухты, самое основное — в конце 60-х годов здесь была построена крупнейшая на Дальнем Востоке нефтебаза.
Перед пароходством была поставлена задача — обеспечивать бесперебойное снабжение топливом населённые пункты Дальнего Востока и Севера, доставлять нефтепродукты торговым и рыбопромысловым судам.
Первым начальником Находкинского ПМП был назначен Николай Михайлович Немчинов, проработавший с 1 октября 1969 года по 1975 год.
В середине восьмидесятых годов флот Приморского Морского пароходства пополнили двенадцать танкеров усиленного ледового класса «Самотлор», построенных финской судоверфью. Это были первые автоматизированные суда, оборудованные в соответствии с требованиями международных конвенций. К концу восьмидесятых годов флот компании увеличился до 54 танкеров.
В 1992 году «Приморское Морское Пароходство» стало первым на морском транспорте акционерным предприятием. Первым судном, построенным для акционерного общества «Приморское Морское Пароходство» без государственного финансирования в начале 1994 года, был танкер «Джемини».
До 1998 года ПМП продолжало оставаться единственным полностью частным пароходством в России. Флот на этот период состоял из 38 судов.
Для сотрудничества с европейскими банками и контролем за офшорными компаниями в Лондоне была создана компания «Prisco Lhd». Для оперативного решения вопросов в регионе Юго-Восточной Азии в Сингапуре была образована новая судоходная компания со 100% капиталом ПМП.
В 1997 году ОАО «ПМП» получило документы о соответствии компании международному кодексу по управлению безопасностью от двух классификационных обществ – Российского Регистра Судоходства и международной компании.
В конце 90-х годов руководством пароходства была принята целевая программа строительства крупнотоннажного флота более сорока тысяч тонн. Она была рассчитана на участие ПМП в международных нефтегазовых проектах «Сахалин» в качестве транспортной составляющей. На первом этапе по заказу компании в 1998 году верфью Южной Кореи было построено три танкера-химовоза. В 2000 году для ПМП был построен танкер-стотысячник «Приморье». За десятилетний период было построено 14 крупнотоннажных судов. В корпорации на 2014 год работали 2700 человек, из которых 2300 связаны с морским бизнесом. Это квалифицированные специалисты, имеющие уникальный опыт работы в суровых ледовых условиях полярных регионов и Дальнего Востока. Ежегодная арктическая навигация была наиболее сложным направлением деятельности. Обладая специализированным флотом и квалифицированным персоналом, ПМП, по-прежнему, являлся монополистом на рынке перевозки грузов наливом.
В настоящее время ОАО «ПМП» по своему устройству является корпорацией, состоящей из нескольких управляющих судоходных компаний со 100 % капиталом ПМП. Корпорация имеет дочерние предприятия, агентства и представительства во Владивостоке, Южно-Сахалинске, Москве, Лондоне, Сингапуре.
Кроме основной деятельности, морских перевозок грузов наливом, корпорация занимается агентированием, техническим снабжением флота и береговых подразделений; участием специалистов на транспортных работах наливных и насыпных грузов; транспортировке сжиженного газа; коммерческим и техническим менеджментом судов и сторонних организаций; обучением судовых специалистов, арендой помещений.
В данный период по данным участников рынка, менеджмент ОАО «ПМП», в т.ч. председателя Совета директоров А. Кириличева, контролирует 75% акций компании, 19,96% акций принадлежит компании «Британские Виргинские острова» и 19,13% — компании «Кипр».
Корпорация, флот и специалисты сертифицированы в соответствии Международным кодексом по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращения загрязнения, Российским Регистром судоходства. Корпорация является членом Российского Союза судовладельцев и Международной Ассоциации независимых владельцев танкеров.
Высокий уровень менеджмента, безупречная репутация ОАО «ПМП», подтверждают стабильное финансовое положение компании, удерживают корпорацию на международном уровне.
Рекомендуем к чтению:
Генеральный директор Приморского морского пароходства А.Д. Кириличев знает, как обустроить Россию // Всё Приморье: Кто есть кто в крае. 100 выдающихся сограждан: альманах. Владивосток: Тихоокеанский форум прессы, 20002. — С. 158-160.
Мы не ждали попутных ветров. Приморское морское пароходство / сост. Г. Щербаченко, Е. Дергунова. – Владивосток: Дальпресс, 2014. – 292 с.
ОАО «ПМП». Годовой отчёт 2000 год. – Находка: Печатный салон ПМП, 2000. – 54 с.
ОАО «ПМП». Годовой отчёт 1998 год. – Находка: Печатный салон ПМП, 1998. – 34 с.
Приморское морское пароходство // Всё Приморье: Кто есть, кто в крае. 100 выдающихся сограждан: альманах. Владивосток: Тихоокеанский форум прессы, 20002. — С. 162-164.
Приморское морское пароходство // Под флагом России. История зарождения и развития морского торгового флота. – М.: Согласие, 1995. – С. 356-357, 526-527; приложение № 29.
Зоя Ковалёва, главный библиотекарь городской библиотеки-музея МБУК «ЦБС» НГО