Главная / Мир книг / Вокруг литературы / Память народа культура хранит

Память народа культура хранит

к Году культурного наследия народов России

«Общая культура – это то, что позволяет человеку чувствовать всей душой солидарность с другими во времени и пространстве – как с людьми своего поколения, так и с ушедшими поколениями и с поколениями грядущими».

Поль Ланжевен

В России 2022-й год Указом Президента России В. В. Путиным объявлен Годом культурного наследия народов России, в целях популяризации народного искусства, сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, поддержание и развитие самобытных традиций, ремесел и искусств народов России.

В Городской библиотеке-музее открылась  книжная постоянно-действующая выставка «Память народа культура хранит», где представлены материалы о этнокультурном многообразии, культурной самобытности всех народов и этнических общностей России. Отдельный раздел выставки  раскрывает культурные традиции Приморья.

Россия является многонациональной страной, на ее территории проживает более 190 разных народов. У каждого из них своя культура, язык, традиции.

На выставке вы увидите не только книги, но и предметы народного прикладного искусства.

В библиотечной коллекции немало интересных книг о многообразии, культурной самобытности народов России и Приморского края. В книжной подборке представлены издания о народах России: их этнической истории и культуре, особенностях материальной и духовной культуры, проблемах современного состояния народности.  

Для тех, кто хочет подробно изучить вопросы этноса, обратят внимание на книги: В.А.Тураева «Дальневосточные эвенки: этнокультурные и этносоциальные процессы в ХХ веке»,  В.А.Королевой » Музыка и театр корейцев на Дальнем Востоке России 1860-1937 гг.», Н.И. Каплана «Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока», «Перекрестки континентов: Культура коренных народа Дальнего Востока и Аляски»и другие. Посетители выставки обращают внимание на следующие издания:

ПОДМАСКИН В.В. НАРОДНЫЕ ЗНАНИЯ УДЭГЕЙЦЕВ / В.В.Подмаскин.- Владивосток:  ДВО РАН, 1999.- 220 с.

Это монография, но написана понятным для читателя языком. Посвящена исследованию традиционных знаний удэгейцев о природе и человеке с 19 века и до наших дней. Своеобразный характер и особенности представлений потомков рыболовов и охотников Приморья и Приамурья о человеке, животных, растениях, медицине, педагогике и т.д.

Национальное блюдо удэгейцев, в основе которого — сырая рыба; Глинобитный дом с крышей, покрытой соломой или сеном; Нары в доме, подогреваемые дымоходами; Другое древние народы называли женьшень; Берестяная лодка, ее название. На эти и многие другие вопросы вы найдете ответы в книге.

Народные знания являются неотъемлемой частью традиционно-бытовой культуры.

В.В. ПОДМАСКИН – доктор наук, профессор ДВО РАН, исследователь народных знаний и фольклора тунгусо-маньчжуров, палеоазиатов, сахалинских айнов и тазов и других народностей.

ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА КОРЯКОВ / ред. А.И. Крушанов. — СПб.: Наука, 1993. — 240 с.

На большом фактическом материале, охватывающем период с XVII в. до наших дней, рассматриваются вопросы этногенеза, этнической истории и культуры коряков.  Новые сведения о создании национальной государственности, социально-экономическом развитии и проблемах современного состояния народности. Показано влияние социально-экономических преобразований на материальную и духовную культуру, семейно-брачные отношения коряков.

История формирования корякского этноса уходит своими корнями в глубь тысячелетий, уходит в эпоху мезолитической культуры бродячих охотников и рыболовов, обитавших в VI—VIII тыс. до н. э. на территории обширной культурной провинции, в состав которой входили: северо-восток Сибири, Прибайкалье, Приамурье и север Монголии.

ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА ТАЗОВ: историко — этнографические очерки (вторая половина XIX — начало XXI в.) = History and culture of the tazy people: historicfl and ethnographic essays (from the second haif of the 19th century to the beginning of 21st century). — Владивосток : Дальнаука, 2019. – 415с.

На основе исследований и литературных источников, полевых и архивных материалов впервые рассмотрены проблемы формирования этнической истории и культуры тазов, одного из малочисленных этносов Приморского края. Этнический состав тазов, их названия и самоназвания, происхождение фамилий, изменения в численности и расселении за последние 100 лет. Рассматрен этнохозяйственный комплекс: особенности материальной и духовной культуры,  занятия, орудия труда, типы жилищ и поселений, пища, одежда, средства передвижения, верования и обряды, народные знания и другие аспекты.

МАЗИН, А.И. ТРАДИЦИОННЫЕ ВЕРОВАНИЯ И ОБРЯДЫ ЭВЕНКОВ-ОРОЧОНОВ (конец XIX-начало ХХ)  / А.И. Мазин — Новосибирск: Наука, 1984. — 200 с.

В работе на большом фактическом материале рассмотрены представления эвенков-орочонов об окружающем мире, вселенной, душе, духах-покровителях, идолах-оберегах, отношение к промысловым животным, человеку, болезням, рождению и т.д., описаны различные обряды. Дано подробное описание шаманской атрибутики, обрядов и камланий.

ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА НЕГИДАЛЬЦЕВ: историко-этнографические очерки. — Владивосток: Дальнаука, 2014. — 349 с.

Рассматриваются проблемы этногенеза и этнической истории негидальцев, особенности их материальной и духовной культуры — занятия, орудия труда, типы жилищ и поселений, пища, одежда, средства передвижения, верования и обряды, народные знания, искусство, устное народное творчество и др. Работа представляет собой первое в отечественной и зарубежной историографии комплексное исследование истории и культуры негидальцев за последние 300 лет.

НЕГИДАЛЬЦЫ – один из малочисленных этносов тунгусо-маньчжурской языковой группы,  впервые упоминались в этнографической литературе под этнонимом «тунгусы». Обладавшие своим языком, территорией, комплексом традиционной культуры и самосознанием, они независимо от своей численности и географического распространения представляют собой часть культуры, характерной для народов Нижнего Амура, Приморья и Сахалина — нанайцев, ульчей, орочей, нивхов и др., которые занимались охотой, рыболовством и собирательством, а верховские жители — и оленеводством. В XIX — начале XX в. в культуре негидальцев прочно удерживались традиции, низкий уровень экономического развития.

ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА УЛЬЧЕЙ В XVII-XX ВВ: историко-этнографические очерки. — СПб. : Наука, 1994. — 177 с.

Авторы показывают материальную культуру ульчей, рассматривают историю развития хозяйства народности. Особое внимание уделено этническим процессам, в частности этническому и родовому составу ульчей. Специальные разделы посвящены духовной культуре: народным знаниям, декоративно-прикладному искусству, музыке, хореографии.

КОВАЛЕНКО, А.И. КУЛЬТУРА КАЗАЧЕСТВА ВОСТОЧНЫХ ОКРАИН РОССИИ (17- начало 20 вв.) / А.И.Коваленко – Благовещенск: Амурская ярмарка, 2008. – 208 с.

В издании рассказывается о военно-политических событиях, как факторе  образовании войск и службы на Дальнем Востоке, системе управления казачества. Раскрывается система хозяйствования и материально-бытовая культура, духовный облик, менталитет казачества. Ценность издания повышается, благодаря многочисленным приложениям документов и фольклорного материала.

Кладезь народной памяти — устное творчество: сказки, легенды, мифы. Представленные на выставке книги пользуются спросом у молодого поколения.

ПОДМАСКИН, В.В. УДЭГЕЙСКИЕ МИФЫ, ЛЕГЕНДЫ, СКАЗКИ / В.В. Подмаскин, И.В. Киреева. – Владивосток: Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, 2010. – 216 с.

Удэгейцы – одна из народностей тунгусо-маньчжурской языковой группы. Их численность, по данным переписи 1992 года, составляла 2000 человек. В.К. Арсеньев писал об удэгейцах: «Нельзя не полюбить этих людей за смелость, мужество, за глубокое знание ими природы, тайги, жизни растений и животных, за их бережное отношение к природе, ко всему живому, за готовность помочь любому существу, попавшему в беду». «Все в мире живое. Не только то, что можно руками потрогать и глазами увидеть. Даже невидимые мысли и слова – это живые существа. Словом можно лечить, а можно и убить, как оружием. Все мысли тоже живые существа. При помощи мысли многое можно изменить в мире. Будь острожен с мыслями и словами. Бережно относись к ним» – рассказывает удэгейский миф.

ПОДМАСКИН, В.В. СКАЗКИ УДЭГЕЙСКОЙ ТАЙГИ / В.В. Подмаскин, И.В. Киреева; худ. Ю.Е. Панкратова.- Петропавловск-Камчатский: Камчатпресс, 2018.- 124с.: ил. –  (Сказки народов Сибири и Дальнего Востока).

Известность этому таёжному народу принес роман В.К. Арсеньева «Дерсу Узала»

Арсеньев уважал удэгейцев за смелость, благородство, бережное отношение к природе. Эти люди – великолепные охотники, но при этом, как писал Арсеньев, всегда готовы «помочь любому существу, попавшему в беду». В 1970-е годы научные экспедиции под руководством ученого-этнографа из Владивостока Владимира Подмаскина записали множество образцов удэгейского фольклора. Волшебные сказки из этой книги бережно обработала филолог Ирина Киреева. Они удивят захватывающими сюжетами и персонажами, которых не встретишь в фольклоре других народов. И если сначала при чтении имена (богатырь Недига, сестрица Линголи, братья Таяги и Баяну) и названия предметов таежного быта кажутся необычными, то очень быстро об этом забываешь, погружаясь в волшебную атмосферу немного страшноватых историй, которые неизменно заканчиваются победой добра над злом.

Есть в этом сказочном мире своя Баба Яга – атáка мамá, удэгейская ведьма; есть гигантская змея Сима; есть, говорящие животные – как враждебные герою, так и помогающие ему. Но к компании характерных для русского фольклора персонажей (медведь, заяц, волк) присоединяются еще и таежные обитатели: тигр, красный волк, лось, кабарга. Есть целая галерея разных злых духов, которых герой, как и в сказках других народов, побеждает смекалкой и мужеством. Иллюстрации к сказкам созданы талантливой владивостокской художницей Юлией Панкратовой.

ПОДМАСКИН, В.В. ОХОТНИК ЕГДИГА ИЗ СТРАНЫ УДЭГЕ: удэгейские сказки/ В.В. Подмаскин,  И.В. Киреева;  худ. Т.О. Бороздин.- Петропавловск-Камчатский: Камчатпресс, 2018.- 156с.– (Сказки народов Сибири и Дальнего Востока)

Удэгейский героический эпос о подвигах отважного охотника Егдиги является уникальным литературным памятником народа, проживающего в Приамурье и Приморье.

Книга дает представление о мировоззрении, национальном характере, обычаях и верованиях удэгейцев, отражает народную мудрость и ориентирует читателя на незыблемые гуманистические ценности, учит отличать добро и зло, правду и ложь. Излагая материал на русском языке, авторы бережно и с пониманием относятся к этнографическим деталям, дополняя их рисунками и фотографиями из культуры и быта удэгейцев.

В библиотечной коллекции вы найдете «Сказки народов Сибири», «Якутские народные сказки».

На выставке представлены издания, посвященные культуре Приморья и Находки: альбомы «Народное творчество Приморья»и «Валерий Ребик», В.И.Кандыба «Художники Приморья» и другие.

Выставка будет интересна не только специалистам, изучающим этническую историю и культуру, занимающимся народным творчеством, но и всем, кто любит Россию и гордится талантами населяющих её народов. Интересно не только полюбоваться на иллюстрации в книгах, но и взять в руки и рассмотреть внимательно образцы народного творчества.

Приглашаем вас в библиотеку на Сенявина, 14. Телефон: 62-56-65.

Валентина ЛАПТЕВА, городская библиотека-музей

Библиотеки Находки© 2024 | ЦБС НГО| Все права защищены
Перейти к верхней панели