Главная / Краеведы / Достижения / «К неведомым вершинам Сихотэ-Алиня»

«К неведомым вершинам Сихотэ-Алиня»

3 марта лет исполняется 125 лет со дня рождения Алексея Ивановича Куренцова (1896-1975), доктора биологических наук, выдающего энтомолога. Учёный за более чем полувековую научную деятельность совершил около 80 экспедиций по Забайкалью, Камчатке, Сахалину, Якутии, Чукотке и Курильским островам. Он обследовал весь бассейн Амура и все уголки Приморья. За годы путешествий скопилось несколько десятков полевых дневников. Его научное наследие  впечатляет – более 230 работ, 10 монографий, принесших ему мировую известность.  В честь знаменитого исследователя названы 1 род и 56 видов насекомых, а морские просторы бороздит научно-исследовательское судно «Профессор А.И. Куренцов».

А.И. Куренцов — автор книг: «В горах Тачин-Гуана (Из записной книжки уссурийского натуралиста), «К неведомым вершинам Сихотэ-Алиня», «Мои путешествия», рассказывающих о пяти экспедициях учёного по Сихотэ-Алиню. Исследователь описывает путешествия, совершенные им в 1923-1950 годах к группе гольцовых вершин в среднем Сихотэ-Алине, которые никем из натуралистов не посещались и географически были почти неизвестны. А.И. Куренцов – первый учёный, поднявшийся на гору Ливадийская (Пидан) и Фалазу.

В городской библиотеке-музее вы сможете познакомиться  с книгами исследователя «Мои путешествия» и «Животный мир Приамурья и Приморья».

В «Моих путешествиях» учёный рассказывает о своих первых путешествиях по хребту Сихотэ-Алинь, экспедициях 1923-1950 годов по южному и северному Приморью, описывает горные хребты, реки и речные долины, определяет многие виды птиц, насекомых и растений.

В издании «Чтения памяти Алексея Ивановича Куренцова» опубликованы дневники об экспедиции в Уссурийский край в 1928 году. За этот год учёный поднялся на девять вершин высотой свыше тысяча метров, расположенных у поселений Кангауз, Сучан, Тигровое. Любители приморской природы с интересом прочитают о девственной красоте вершин юга Приморья: «У подножия Пидана нам попалась тропа с полуразрушенной фанзой соболевщика или женьшеньщика и каменная кумирня с красными ленточками. Нижний ярус леса устлан густым мхом, бородачи-лишайники обвили стволы и свешиваются с ветвей деревьев. Веерообразные папортники двухметровой высоты сочетаются с цветущими кустарниками. Высокие стволы деревьев до самой вершины увиты лианами. Тропа потерялась, мы ступали по мягкому ковру мхов, рискуя провалиться в провалы. Спрятанный ручей становился всё более полноводным и порожистым, с протоками и озерцами, полными серебристой форели. Ручей вырывался через громадные глыбы базальта и гранита, и один за другим последовали искрящие водопады с белой водяной завесой. Выше водопадов громоздились громадные камни. Это была своего рода гигантская лестница до самой вершины.  Среди каменных осыпей, покрытых серыми, коричневыми и багровыми мхами, выделялись изумрудно-серебристыми полянки реликтовой микробиоты. Я вглядывался в эту чудную панораму гор с утопающими в сизой дымке вершинами, синее море, с вдающимися в берега заливами и бухтами,  зеленеющие долины, так и манящие к себе».

Как биолог, Алексей Иванович описывает животных и птиц, попадающихся на его пути: «Все дни нас сопровождало красивое пение дроздов, ритмичные звуки кедровок и кукушки, стук пёстрых дятлов, шорохи летучих мышей, уханье совы и филина. Часто мы попадали на истоптанные звериные тропы. В отдалении слышался то рёв изюбра, то медведя. Перед дождём – ни звука, тайга надолго замирала».

Особое внимание учёный уделяют жукам и бабочкам: «В речной долине сновали стрекозы с прозрачными крыльями, вокруг тёплых луж сидели синие махаоны. Цикады пели свои брачные песни. Беспрерывная трескотня кузнечиков настраивала на ритмичный шаг. Повсюду летали мириады разноцветных бабочек с блестящими и матовыми крыльями. Стайки бабочек сопровождали нас до самой вершины, я насчитал их более тысячи. Вечер в тайге был воистину чудесным. Десятки бабочек летели на разгорающийся костёр. Чаща подлеска искрилась тысячью вспыхивающих и на мгновение тухнущих светлячков».

В своём дневнике, исследователь пишет: «Там, на вершинах горного хребта Сихотэ-Алиня я переживал лучшие минуты в моей таёжной жизни. Шум, всплески и бурливость воды – это постоянная музыка таёжного потока, настраивали на мысли о бесконечности живого. Прощай, чудесная страна. Я никогда не забуду твоих широких горных далей, твоих бурных и стремительных  рек и бескрайних  уссурийских  дебрей».

Рекомендуем к чтению:

Чтения памяти Алексея Ивановича Куренцова. Вып. 22. – Владивосток: Дальнаука, 2011. – 296 с.

Куренцов, А.И. К неведомым вершинам Сихотэ-Алиня / А.И. Куренцов. – Владивосток: Примор. кн. изд-во, 1953. – 183 с.

Куренцов, А.И. Животный мир Приамурья и Приморья / А.И. Куренцов. – Владивосток: Примиздат, 1951. – 90 с.

Зоя Николаевна Ковалёва, главный библиотекарь краеведения Городской библиотеки-музея МБУК «ЦБС» НГО.

Библиотеки Находки© 2024 | ЦБС НГО| Все права защищены
Перейти к верхней панели