Главная / Новости / Китайская восточная железная дорога

Китайская восточная железная дорога

В Городской библиотеке-музее Людмила Николаевна Волкова, член Русского Географического общества – Общества изучения Амурского края, экскурсовод, исследователь истории строительства Уссурийской железной дороги (г. Владивосток) представила доклад «Китайская восточная железная дорога».

Встреча краеведов ГБМ

По плану сооружения Великой Сибирской железнодорожной магистрали, намечалось продление Забайкальской линии параллельно Амуру от Сретенска до Хабаровска. Но затем родилась идея – соединить Сибирскую дорогу с Уссурийской железной дорогой более коротким путём – через Маньчжурию. Китайско-Восточная железная дорога, как назвали этот участок, соединила Сибирский путь от Байкала с Владивостоком через северо-восток Китая, Маньчжурию.

Россия предоставила Китаю заём в 400 миллионов франков и организовала Русско-Китайский банк. В 1896 году Россией был заключён военный союз с Китаем и договор на постройку Китайско-Восточной железной дороги.

После получения от Китая согласия на прокладку рельсового пути было образовано частное акционерное общество – Правление КВЖД, учредителем которого был Русско-Китайский банк в Хабаровске. Обществу КВЖД китайское правительство разрешило построить и эксплуатировать дорогу. Доходы от эксплуатации построенной дороги освобождались от сборов и налогов, но предусматривалась возможность выкупа Китаем дороги через 36 лет после окончания строительства. Концессия на эксплуатацию Китайской Восточной Железной Дороги представлялась русской стороной на 80 лет бесплатно со дня открытия движения по всей линии.

КВЖД карта

Административно КВЖД делилась на три ветки. Западная линия от станции Кайдолово до города Харбин. Восточная линия от г. Харбина до г. Никольского (Уссурийск). Южная линия от города Харбин до порта «Артур» на полуострове Ляодун. Протяжённость главной трассы составляла 1535 километров, южная ветвь – 1054 километра. На трассе построили 107 железнодорожных станций, жилые дома для железнодорожников, рабочие посёлки и города в там числе город Харбин, Порт-Артур и Дальний.

К лету 1900 года уложили 1300 км рельсового пути, вспыхнуло боксёрское восстание. Железнодорожная охрана и служащие дороги героически защищали объекты. Но железнодорожные линии были захвачены восставшими и подверглись разгрому. После ликвидации беспорядков укладка путей велась быстрыми темпами, в октябре 1901 года  путь был приведён в рабочее состояние. По КВЖД началась перевозка пассажиров и почты.

Китайская восточная железная дорога

На дороге было сооружен 1464 моста, в том числе крупнейший — через реку Сунгари, проложено 9 тоннелей, из них два протяжённостью более 3 км. Двухпутный Хинганский тоннель был для тех лет уникальным.

На КВЖД работали 200 тысяч китайских рабочих. Общество построили сотни вспомогательных предприятий – угольные копи, лесообрабатывающие и камнеобрабатывающие, кирпичные заводы, механические мастерские.

1 июля 1903 года на КВЖД открылось регулярное пассажирское и товарное движение.

 В дальнейшем общество КВЖД участвовало в оборудовании порта во Владивостоке, организовало рейсы к портам Китая, Кореи, Японии, владело флотилией из 20 пароходов. Общество вело разведку полезных ископаемых в Маньчжурии. В быстро растущих городах, вдоль железной дорог, открывались библиотеки, больницы, школы, магазины. Было открыто 20 железнодорожных училищ.

На протяжении долгого времени КВЖД была яблоком раздора между Россией и Японией. Учитывая сложившуюся напряжённую обстановку в этом районе, Советское правительство в целях сохранения мира на Дальнем Востоке согласилось в 1935 году на продажу КВЖД Японии. Но в августе 1945 года Япония капитулировала. Вместе с победой советского народа были восстановлены и права на КВЖД.

С провозглашением Народной Китайской Республики, КВЖД стала дорогой дружбы между советским и китайским народами.

14 февраля 1950 года Советским Союзом в Москве было подписано соглашение о безвозмездной передаче  бывшей Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД) со всем принадлежащим ей имуществом Китаю.

Людмила Николаевна ответила на вопросы участников встречи и подарила книгу «Дальневосточная магистраль России».

Рекомендуем к чтению:

Анохин, В.В.  Забытая деревня Голубовка / В.В. Анохин // Бухта больших надежд: краеведческий вестник. Находка: МВЦ «Находка», 2015. – С. 18-21 (С. 24 – найдена пуговица служащего КВЖД).

Китайская восточная железная дорога  // Дальневосточная магистраль России. – Хабаровск: Частная коллекция, 1997. – С. 39-45.

Пастухов, А.М. Конфликт на КВЖД. Война, которую решили забыть / А.М. пастухов. – М.: Пятый Рим, 2022. – 576 с., ил.

Сооружение Китайской восточной железной дороги, её пропускная и провозная способность // Колотило, Л.Г., Андриенко, В.Г. Трансбайкальский перекрёсток, СПб.: Наука, 2005. – С. 428-442.

Зоя Ковалёва, Главный библиотекарь городской библиотеки-музея МБУК «ЦБС» НГО

Библиотеки Находки© 2024 | ЦБС НГО| Все права защищены
Перейти к верхней панели