Дальневосточная проза на страницах журнала «Дальний Восток» обзор четвертого номера журнала за 2022 год
Уважаемые читатели! Мы продолжаем знакомить вас с новыми произведениями, опубликованными в литературно-художественном журнале «ДАЛЬНИЙ ВОСТОК».
Вышел в свет четвертый номер журнала.
Открывают его рассказы Элеоноры Бондаревой.
Бондарева, Э. Т. Два рассказа / Э.Т. Бондарева // Дальний Восток.– 2022.– №4.– С.3–8.
Опубликованы два рассказа: «Старый дом» и «Подсолнух».
Элеонора Тихоновна Бондарева –журналист, закончила ДВГУ, работала в газетах, редактор газеты «Дальневосточный учёный» (Владивосток). С семидесятых публиковала прозу, автор рассказов, включенных в сборник фантастики «Лабиринты» (1991), ей же составленный.
Рассказы Бондаревой можно прочитать:
Бондарева, Э. Т. Рассказы / Э. Т. Бондарева // Дальний Восток. – 2012. –№ 6. – С. 217-227.
Сафонова, А. Хорошая девочка: повесть / А. Сафонова // Дальний Восток.– 2022.– №4.– С.44-106.
Эта повесть о том, как родное становится чужим. О холодных днях и теплых встречах, о взрослении города, острова, страны, человека в 1980-1990-х годах. Приключения Серафимы Ивановой рассказаны и записаны в новом веке, когда мир стал другим. Но по-прежнему в нем растут люди, которым очень холодно. Автор надеется, что их сердечный огонь не погаснет, и в вечной мерзлоте чужого они смогут обрести свой мир.
Основные направления творчества Анны Сафоновой – философская, любовная, пейзажная лирика. Коллеги отмечают душевную тонкость ее стихотворений.
Справочно:
Анна Алексеевна Сафонова – поэт, прозаик, критик, член Союза писателей России, лауреат Сахалинского фонда культуры и премии губернатора Сахалинской области в номинации «Литература и искусство», участница II, III, IV Форумов молодых писателей России (г. Москва). Автор книг поэзии и прозы. Ее произведения публиковались в «Литературной газете», журналах «Знамя», «Юность», «День и ночь», «Дальний Восток», «Азия» (Южная Корея), в коллективных сборниках «Остров», «Сахалин», «Писатели Сахалина», «Брусника с кока-колой», «Современная проза Сахалина», в других изданиях. Анна Сафонова – литературный редактор нескольких десятков книг сахалинских авторов. За большой творческий вклад в развитие культуры Сахалинской области награждена Почётной грамотой администрации Сахалинской области. За большой вклад в литературу и сохранение русского языка в 2016 году награждена золотой медалью «Василий Шукшин».
Из интервью:
«Себя я ощущаю двумя животными, это панда и коала. Сегодня я проснулась пандой, завтра – коалой, то есть по степени подвижности вы понимаете, какой образ жизни я предпочитаю, — шутит Анна. — А растение, соответственно, бамбук. Мне кажется, это наиболее стойкое растение, точно так же, как наш одуванчик. Бамбук, между прочим, всесезонен, живет даже зимой, поэтому я все-таки бамбук».
«Кстати, я не люблю романы, потому что их достаточно легко писать. Я не могу быть долго с одними и теми же героями, они меня утомляют. Люблю рассказы и повести, потому что при минимуме средств происходит полный инсайд в голове, в душе, в чувствах, и тебе не хочется с этим расставаться. Это как конфетка, хорошую конфетку хочется пробовать еще и еще».
«Я люблю читать современных авторов, сейчас многие авторы переведены, причем в полном объеме. Для меня посещение книжных магазинов — пиршество, очень много всего. Последнее открытие для меня, наверное, это все-таки Анатолий Ким и его перевод корейского народного эпоса, прямо песня на песне. Это такая поэзия в прозе, мне кажется, Анатолий Андреевич превзошел самого себя в этой книге».
Орлов, М. Пессимистическая трагедия: рассказ / М.Орлов // Дальний Восток.– 2022.– №4.– С.16-36.
Максим Орлов через своих героев повествуют о том, как в их судьбах отразились черты нашего времени.
–Ты знаешь, Вадим, иногда поэты могут выразить мысль четче и кратче. У Николая Зиновьева есть такой стих: «Я бьюсь над смыслом бытия, но войдешь с улыбкой влажной, возьмешь халат свой за края–и ничего уже не важно!».
Через минуту добавила:
–Да вы сами мужики, творители хаоса! УКогда Михаила Светлова спросили, каких женщин он предпочитает, поэт ответил: «Близлежащих». Тут все понятно!
А вот что пишет тот же Николай Зиновьев:
«Одна молчалива, как птица. Другая пылает, как зорька. А есть та, которая снится. Которая снится. И только» (Пессимистическая трагедия).
Справочно:
Максим Томасович Орлов родился в Улан-Баторе, где его отец работал на строительстве железной дороги от Улан-Батора через Чойр до Сайн-Шанды. (Кстати, Максим Орлов проходил срочную службу в 5 км от станции Чойр, которую строил его отец). Родители Максима Орлова – уроженцы Кемеровской области, и когда пришло время возвращаться на родину, семья Орловых осталась жить в Сибири, в Томске. В 1958 г. они приехали на строительство Братской ГЭС и жили в ныне затопленном Заярске. В 1961 г. переехали в село Падун. В 1963 г. Максим пошел в школу, о которой у него остались самые замечательные воспоминания. Любимыми предметами были математика и, конечно, русский язык и литература. Любовь к книгам и чтению по большей части была привита в семье. Мама по образованию библиотекарь, и чтение книг было общим увлечением и родителей, и детей. Максим поступил в Братский филиал Иркутского политехнического института на факультет промышленного и гражданского строительства, по окончании которого был призван в ряды Советской армии. Основная часть армейской жизни проходила в Монголии. Позже в журнале «Сибирь» (2014 г., № 2) был напечатан рассказ Максима Орлова «Сейф», в котором он вспоминает свои армейские будни. После службы в армии Максим вернулся в Братск.
Свое первое стихотворение написал в 2002 г. То, что начал писать так поздно, объясняет тем, что «появился жизненный опыт, захотелось переосмыслить «ухабы бренного пути». Печатался в газетах Братска и Иркутска, журналах: «Сибирь», «Сибирские огни», «Юность» и других.
Издал поэтические сборники: «Связующая нить» (2003), «Стихи.ru» (2003), «Паче чаяния» (2004), «Ямбы» (2006), «Верхний бьеф» (2013), «От первого лица (2018) а также книги прозы: «Леонид Мартынов» (2006) и «Прозой о поэзии» (2017), «Дембельский альбом» (2021).
По словам братского литературного критика Сергея Анисимова, «стихи М. Орлова отличает неожиданная рифма, свежая мысль, творческая смелость».
Лауреат премий ряда журналов. Членом Союза писателей России с 2009 года. Член творческого совета журнала «Сибирь» с 2022 года.
Ганский, В. Династия Бошняков / В. Ганский // Дальний Восток.– 2022.– №4.– С.199-209.
Интересен материал о Николае Константиновиче Бошняке, сподвижнике адмирала Г. И. Невельского.
Николая Бошняка почитают как в Хабаровском крае, так и Сахалинской области за исследования и открытия на этих территориях. Причастен он и к отмечаемой в уходящем году дате — 160-летию поднятия российского флага на Нижнем Амуре экспедицией Геннадия Невельского и основания поста, из которого вырос Николаевск-на-Амуре.
В 1853 году лейтенант с тремя спутниками обнаружил впечатляющий залив, названный им Гаванью Императора Николая I. С выставленного здесь поста ведет летоисчисление город Советская Гавань, в котором в 1973 году установили памятник Николаю Бошняку.
С двенадцати лет Николай учился в Морском кадетском корпусе Санкт-Петербурга, где получил звание мичмана. Как отличника учебы его направили в Офицерский класс (ныне Военно-морская академия). В марте 1851 года Николай Бошняк был произведен в лейтенанты и получил назначение в Амурскую экспедицию, возглавляемую Геннадием Невельским.
Справочно:
Ганский Валерий Михайлович родился в 1940 году в г. Саратове. Окончил Саратовский политехнический институт, профессия – инженер-строитель. Работал в различных областях строительства, продолжает работать и сейчас. Играл в народном театре, затем руководил театром литературно-эстрадных миниатюр «Диалог». Параллельно с основной профессией сотрудничал с областными газетами и литературными журналами.
В шестидесятые годы входил в литобъединение «Молодые голоса». Публиковался в местных газетах, литературных журналах Саратова и Пензы: «Волга», «Волга XXI век», «Сура», зарубежных литературных журналах: «Вышгород» (Эстония), «Новый ренессанс» (Германия), альманахах. Автор книг поэзии и прозы, среди них «…И мой Пушкин…», «Пушкинский возраст», «Озон», «Шагрень», серии книг «Дорогие мои саратовцы», «Витте против Столыпина».
Имеет грамоту Княжеского совета «За историческую достоверность» конкурса «Золотое перо Руси — 2006», звание Магистра литературного конкурса Литсовета «Победу приближали все народы». Лауреат в 2009-м, победитель в 2010-м, финалист в 2011-м году литературного конкурса-фестиваля культуры и искусств «Русский Stil». Лауреат журналистской премии Артёма Боровика, литературных конкурсов «Моя малая родина» и «Легенды Фонтанного дома» в номинации «Вклад в изучение истории Шереметевых» (Санкт-Петербург, 2018).
Член Союза журналистов России. Член жюри международного конкурса имени Ольги Бешенковской. Живёт в Саратове.
Муравлёв, А. С. Родные дальневосточного Колумба / А. С. Муравлёв // Дальний Восток.– 2022.– №4.– С.210-220.
Серьёзное исследование Анатолия Степановича Муравлева «Родные дальневосточного Колумба». Оно о незавидной судьбе первой семьи В. К. Арсеньева, высланной из Приморья на Алтай в годы сталинских репрессий.
«Максим Горький, прочитав в 1921 году повесть «Дерсу Узала», написал Арсеньеву: «Вам удалось объединить в себе Альфреда Брема и Фенимора Купера, – это, поверьте, неплохая похвала».
Михаил Пришвин после прочтения повести дальневосточного писателя «В дебрях Уссурийского края» записал в дневнике, что мечтал бы «создать книгу, подобную арсеньевской, где поэт до последней творческой капли растворяется в изображаемом мире».
Восхищение прочитанным выражал и норвежский путешественник Фритьоф Нансен. Они были знакомы: в 1913 году совершили несколько поездок по Амуру и Уссурийскому краю. А в 1924 году Нансен написал предисловие к немецкому изданию книги «В горах Сихотэ-Алиня».
Из-под пера Арсеньева вышло шестьдесят две работы. А общий список его напечатанных произведений насчитывает более ста двадцати названий…
…Но мировую славу Владимиру Клавдиевичу Арсеньеву принесли научно-художественные произведения. Его перу принадлежат: «По Уссурийскому краю», «В горах Сихотэ-Алиня», «Сквозь тайгу», «Китайцы в Уссурийском крае», «В кратере вулкана», «Дорогой хищник», «Искатели жень-шеня», «Быт и характер народностей Уссурийского края» и другие. Но, пожалуй, самой популярной книгой стала повесть «Дерсу Узала»……кем он только ни был: этнографом, писателем, педагогом, почвоведом, краеведом, зоологом, ботаником, орнитологом, военным разведчиком, ихтиологом, гидрологом, языковедом, геодезистом, геологом, борцом с хунхузами, стратегом переселенческой политики, охотоведом, переводчиком. Говорят, что современные удэге в его словарях с удивлением встречают давно забытую лексику прадедов, – Арсеньев использовал свою систему транскрипций для пяти языков аборигенов Приморья…»
В рубрике «По живому следу» опубликованы материалы, посвященные Эдуарду Моисеевичу Корчмарёву, недавно ушедшему из жизни. Много людей поделились воспоминаниями о встречах с этой незаурядной и знаковой личностью.
Справочно:
Эдуард Моисеевич был (без преувеличения) легендой Хабаровска. Доцент института культуры, заслуженный работник культуры РФ, почетный кинематографист России, именно он основал когда-то клуб «Киноглаз».
В какой-то степени сама судьба с первых лет жизни свела Эдика Корчмарева и кино. Его родители приехали в Хабаровск из Одессы. Мама Мария Львовна была знаменитой модисткой и быстро стала главной закройщицей в ателье Хабаровского крайисполкома. Все первые леди города и края одевались именно у нее.
А папа был прирожденным торговцем и долгие годы возглавлял буфет кинотеатра «Гигант». Нужно ли удивляться, что маленький Эдик, родившийся в Хабаровске в далеком 1935 году, всё свободное время пропадал именно в кинотеатре, где пересматривал по многу раз одни и те же картины.
Другую часть своего свободного времени он проводил в библиотеке Дворца пионеров: там Корчмарев прочитал практически все книги.
Киноклуб произвел эффект разорвавшейся бомбы! Он сразу стал площадкой для дискуссий передовой молодежи Хабаровска, а в центре всех споров и диспутов был именно Эдуард Корчмарев. В течение долгих лет всё некоммерческое кино проходило через «Киноглаз». Быть членом клуба считалось модным и почетным.
А самым настоящим подарком судьбы Корчмарев считал знакомство с легендарным японским кинорежиссером Акирой Куросавой.
Эдуард Корчмарев 30 лет преподавал историю и теорию кино в Хабаровском институте искусств и культуры.Ирина Оркина написала об известной художнице Виктории Романовой, работы которой украшают 2 и 3 страницы обложки журнала.
Вот такой интересный разносторонний четвертый номер журнала.
Знакомьтесь с хорошей современной прозой, которая не только развлечет вас, но и даст заряд бодрости и оптимизма, вы получите настоящее удовольствие.
Все лучшее краеведческое в библиотеке-музее на Сенявина, 14.
Телефон: 62-56-65.
Валентина ЛАПТЕВА, Городская библиотека-музей