Гора Литовка (Фалаза)

Краеведы Находки побывали на вершине горы Литовка (Фалаза, Хуалаза), высотой 1279 метров. Это сейчас каждые выходные на вершину горы Фалаза поднимаются туристы и отдыхающие на базах отдыха в сёлах Анисимовка и Лукъяновка. А было время, когда вершина была неизведанной. А.И. Куренцов – первый учёный, поднявшийся на гору Ливадийская (Пидан) и Фалазу. Куренцов побывал на вершине Фалазы дважды. А. И. Куренцов — автор книг: «В горах Тачин-Гуана (Из записной книжки уссурийского натуралиста), «К неведомым вершинам Сихотэ-Алиня», «Мои путешествия», рассказывающих о пяти экспедициях учёного по Сихотэ-Алиню.

Ливадийский хребет расположен на юге Приморья. Ось хребта ориентирована в широтном направлении почти параллельно участку железной дороги Владивосток-Партизанск-Находка. Протяжённость хребта немногим больше 25 км, господствующие вершины – Ливадийская /1332м/ и Литовка /1279м/.

Ландшафтная привлекательность Ливадийского хребта, наличие здесь редких растительных видов, близость к надёжным транспортным коммуникациям делают его привлекательным для туризма. На Фалазу совершают восхождение по трём маршрутам: от станции Анисимовка вверх по тропе от горнолыжной базы «Грибановка»; по падям Берёзовая и Смольная.

Литовка (Фалаза) входит в перечень вершин для присвоения Почётного знака «Приморский Барс», нужно сфотографироваться у деревянного креста.

Алексей Иванович Куренцов первый раз побывал на вершине в 1923 году. Об этом он поведал в замечательной книге «Мои путешествия». Вот как описывает учёный эти путешествия.

«23 мая 1923 года мы с Иваном Кузьмичём направились на первую совместную экскурсию к вершине хребта Пидан – Хуалазе. Нам хотелось познакомиться с вертикальным распределением растительности, совершенно не освещённым в то время в научной литературе. Отойдя от станции Кангауз километров пять, мы свернули к югу и направились по одной из глухих лесистых падей, которые начинались глубоким ущельем у подножия Хуалазы. Ни каких дорог здесь тогда не было. О каких-либо поселениях в этой пади не приходилось и говорить. Пади были покрыты совершенно нетронутыми лесами, амурские ясени и красивые ореховые деревья господствовали в лесах распадка. Во втором ярусе, или подлеске, росли разнообразные деревья и кустарники: амурская сирень, акации, дикие яблони и груши, мелколистный и бородатый клёны, жимолости, спиреи, бересклет, лианы винограда и лимонника. В кронах деревьев кричали кукушки, словно колокольчики пели японские пеночки, звенели песни личинкоедов. Бабочки-хвостоносцы – синий, ксут и махаон придавали ещё большую привлекательность и красочность лесу. Постепенно продвигаясь вверх, мы вошли в узкое горное ущелье. Появились кедр корейский, тис, граб, клён ложнозибольдов, маньжурский клён и мелкоплодник.

Поднявшись ещё метров двести, мы увидели своеобразный ландшафт. Склоны ущелья были покрыты лишь небольшими участками хвойного и смешанного горного леса. Между этими островками тайги тянулись каменные осыпи, то голые, то заросшие каким-то странным, похожим на можжевельник ползучим растением. Всюду – по обочинам леса, по склонам и осыпям – море цветущих амурских рододендронов. Толщи льда у горного потока, колючая заманиха, сочетание северных и южных растительных видов, заросли неизвестного кустарника с летающими над ними тропическими бабочками, – всё это превращало Хуалазу в своеобразный музей живой природы.

В пять часов дня мы взошли на вершину сопки, высота которой равнялась 1279 метров. На этой вершине я увидел гигантского реликтового дровосека, длиной 14 сантиметров, он является самым большим жуком в фауне СССР».

По возвращению из экспедиции гербарий неизвестного кустарника послал академику В.Л. Комарову. Он подтвердил, что это новый род хвойных растений, описал его и назвал микробиотой.

Гора имеет две вершины на расстоянии 500 метров друг от друга. Вершины и северные склоны покрыты лесом, а южные склоны – курумами с разнообразными кустарниками. Напротив открывается двухглавая вершина Ливадийского хребта, высотой 1332 метра, больше известного под названием Пидан.

Мы были очень расстроены, увидев, что деревья и кустарники, произрастающие на первой вершине Литовки (Фалазы) полностью выгорели. Путь огня ко второй вершине преградил природный барьер – впадина и скальные плиты между вершинами.

Со второй вершины открывается обзор на 50-70 километров. Видны долины рек, посёлок Тигровый, мощный горный хребет Чандалаз. Сложно поверить, но в этот ясный и солнечный день открылась живописная панорама залива Находка, горы Сестра, острова Лисий, мыса Поворотный. Спустились мы по другой тропе к базе отдыха «Простоквашино», это не доходя 2-3 километров до подножия Литовки. На таёжной тропе при спуске с вершины местами сохранялся снег и лёд, а в долине всё цвело и благоухало, стелились ковры жёлтых маков и фиолетовых хохлаток.

Как добраться:

Путешествие клуба «Траверс» по Южной Камчатке происходило под патронажем туристического агентства. Льготные авиабилеты из Владивостока в город Петропавловск-на Камчатке приобретаются за полгода.

Рекомендуем к чтению:

На вершине горы Фалаза // В.С. Маратканов «Природная держава Приморья» / В.С. Маратканов. – Находка: Полиграфия, 2019. – 136 с., фото. С. 143.
Маратканов, В.С. Блистающий мир / В.С. Маратканов. – Находка: ИП Мельников А.В., 2018. – 208 с.; фото автора.
Берестовой А. Туризм в Приморье / А. Берестовой // Владивосток. – 2001. 23 февраля. – С. 5.
Бровко П.Г. Залив Петра Великого. Географические очерки / П.Ф. Бровко. – Владивосток: изд-во Дальневост. Ун-та, 2001. – 176 с.
Косолапов А.Б. Рекреационные ресурсы Приморского края. – Владивосток. – 1997. – 155 с.
По таёжному Приморью / А.Б. Косолапов, Л.Л. Руденко. – Владивосток. – 1998. – С. 129-150.
Популярные экскурсионные маршруты по Приморскому краю. – Владивосток, 2002. – 15 с.
Куренцов, А.И. К неведомым вершинам Сихотэ-Алиня / А.И. Куренцов. – Владивосток: Примор. кн. изд-во, 1953. – 183 с.

Ковалёва З.Н., главный библиотекарь Городской библиотеки-музея МБУК «ЦБС» НГО

Библиотеки Находки© 2024 | ЦБС НГО| Все права защищены
Перейти к верхней панели